В рамках совместного проекта Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу и газеты Metro «УФАС уполномочен заявить...» руководитель Санкт-Петербургского УФАС России Вадим Владимиров рассказал, какие нарушения чаще всего обнаруживаются в рекламе микрозаймов.
– Вадим Валерьевич, мы знаем, что вы работаете с буквой закона. Расскажите, пожалуйста, что закон «О рекламе» говорит относительно рекламы микрозаймов?
– Рекламу финансовых услуг и финансовой деятельности регулирует статья 28 закона «О рекламе». Если вести речь о микрофинансовых организациях, нас в первую очередь интересует часть третья этой статьи. Она гласит: если реклама предоставления займа содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, она должна содержать и все остальные условия, определяющие его полную стоимость. То есть сказал – «а» говори «б».
Под «б» мы подразумеваем полную стоимость займа, которая определяется в процентах годовых. И это важно! Часто мы видим на рекламе указания на 1%, 2%, 5% – всё это проценты в день. А в рекламе без нарушений должны быть обозначены проценты в год, т.е. по аналогии – 365%, 730%, 1825%. Согласитесь, эти ставки уже не так привлекательны?
– Да, действительно. А на что ещё следует обратить внимание, чтобы не появились другие сюрпризы? Ведь человеку будет не до смеха, когда он узнает про скрытые комиссии или когда в дом вдруг постучатся коллекторы.
– Чтобы такое не произошло, обращайте внимание на все условия предоставления займа, в частности, сроки его возврата и возможные штрафные санкции. Не постесняйтесь уточнить у сотрудников организаций, а что вам будет за то, что вы не вернете деньги вовремя.
Здесь ещё следует уточнить, что антимонопольная служба не занимается контролем за деятельностью микрофинансовых организаций в части предоставления займов. Мы следим исключительно за их рекламной деятельностью.
– Внимательные оказались петербуржцы…
– Да, жители города очень внимательные! Заявления на деятельность микрофинансовых организаций к нам поступает много, но не всегда они по адресу. Некоторое время назад в управлении была волна жалоб на микрокредитование. Практически одинаковые заявления, с приложением фотографий вывесок этих организаций, которые не являются рекламными объявлениями. По этим заявлениям дела не возбуждались.
Еще раз хотелось бы обратиться к петербуржцам. Несколько раз подумайте, прежде чем обращаться к услугам микрофинансовых организаций. И если вы всё же сделали выбор в их пользу, внимательно изучите сначала рекламные сообщения, а потом сам договор предоставления займа. И если вам покажется, что реклама, на ваш взгляд, ненадлежащая – обращайтесь с письменным заявлением в адрес управления.