Сегодня в рубрике газеты МЕТРО "УФАС уполномочен заявить…" руководитель Санкт-Петербургского УФАС России Вадим Владимиров расскажет о Национальном плане развития конкуренции.
Вадим Валерьевич, что это за документ?
Национальный план развития конкуренцииутвержден Указом Президента России № 618 от 21 декабря 2017 года.
По своей сути он является уникальным нормативно-правовым актом, который в качестве приоритетного направления деятельности Президента, Совета Федерации, Правительства, Центробанка, федеральных и исполнительных органов власти, а также органов местного самоуправления определяет содействие развитию конкуренции.
Как этот Указ может повлиять на жизнь обычных горожан, на жизнь петербуржцев?
Указ как раз и нацелен на улучшение нашей с вами жизни. На расширение ассортимента товаров и услуг, улучшение их качества, снижение цен. Если же говорить в целом об экономике, то ожидается рост экономической эффективности и конкурентоспособности предприятий, а также развитие технологий и снижение издержек в масштабе всей страны.
А какая-то конкретика в этом документе есть? У нас очень много издается нужных и правильных законов, но зачастую на региональном уровне их исполнение тормозится.
Конкретики там более чем достаточно. Поэтому документ и назван Национальным планом. Например, отдельно выделен пункт, в котором указано, что высшие должностные лица субъектов РФ должны активизировать работу по развитию конкуренции.
Активизировать? Это же очень общая формулировка.
В документе прописаны конкретные действия, которые должны совершить органы власти на местах, и конкретные сроки.До 1 января 2019 года в Положения об органах исполнительной власти Петербурга должны быть внесены изменения. Приоритетной задачей в деятельности комитетов должно стать содействие развитию конкуренции.
Поясните, пожалуйста, нашим читателям, что такое Положение об органе исполнительной власти?
Если совсем упростить, то это такой документ, который определяет круг задач, полномочий, прав и обязанностей каждого комитета.
И что конкретно должно измениться в этих определяющих полномочия властей документах?
Что конкретно, как и в каком объеме – это решает Правительство Санкт-Петербурга, т.к. именно оно распределяет полномочия между органами власти.Интересный факт. Недавно поручил сотрудникам провести контент-анализ официальных страниц органов власти Петербурга и посмотреть,присутствует ли на сегодняшний день в определяющих полномочия документах слово "конкуренция". И знаете, итог такой: только у Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка в Положении прямо сказано, что он является уполномоченным органом по содействию развитию конкуренции. У остальных органов власти в смысле конкуренции, честно говоря, не очень. В Положениях в основном упоминается проведение конкурсных процедур, то есть торгов, которые и так должны проводиться, независимо от желания властей, так как это прямое требование Закона о контрактной системе (44-ФЗ).
Хорошо, через девять месяцев – 1 января 2019 года – Положения о комитетах меняются. И что дальше?
А дальше, согласно Нацплану,с 1 марта 2019 года действия городских властей должны соответствовать антимонопольному законодательству. И к 2020 году нарушений со стороны органов власти, которые мы фиксируем, должно стать в два раза меньше. Кстати, этот количественный критерий напрямую прописан в Национальном плане.И это не потому что мы ослабим контроль и перестанем выявлять нарушения. К этому должны привести действия самих властей, направленные на развитие конкуренции во всех отраслях экономики!
Поделитесь, пожалуйста, статистикой по нарушениям. Может быть, уже сейчас их стало меньше?
К сожалению, мы фиксируем обратную тенденцию. Количество выявленных нарушений Закона о защите конкуренции органами власти Петербурга: в 2016 году – 54; в 2017 – 89.
Какое дело Санкт-Петербургского УФАС в спорах с органами власти вы считаете самым главным, самым показательным?
Наше прецедентное дело – это отмена Верховным судом статьи 7-1 городского закона о ГУПах. Статья наделяла ГУПы исключительными полномочиями при оказании услуг органам власти. Например, организация питания, гостиничного обслуживания официальных делегаций, оказание коммунальных, информационных услуг – все это высококонкурентные рынки. Здесь возможна и должна быть конкуренция.Если раньше комитеты, ссылаясь на эту статью, без проведения торгов заключали договоры с подведомственными им предприятиями, то теперь эта лазейка исчезла.
Возвращаясь к Национальному плану. Какую работу проводит ваше управление по разработке стратегии реализации этого документа?
На публичных обсуждениях мы рассказали всем интересующимся об Указе Президента и Национальном плане. Затем я провел рабочее совещание с председателем Комитета развития предпринимательства и потребительского рынка ЭльгизомКачаевым, по итогам которого было принято решение о проведении совместных семинаров властей и отраслевых объединений и ассоциаций, на которых бизнес мог бы напрямую донести до представителей городских комитетов свою позицию и идеи: как развивать конкуренцию, что мешает, какие законодательные акты нужно поменять.Журналистов мы тоже приглашаем на эти семинары. Ваш острый взгляд и заточенное перо – наше оружие в борьбе за честную конкуренцию.
Спасибо, Вадим Валерьевич, обязательно придем!