Сегодня корреспондент газеты Меtrо в рамках рубрики "УФАС уполномочен заявить" обсудил с руководителем Санкт-Петербургского УФАС России Вадимом Владимировым проблему украшения Петербурга к Новому году и выяснил, какие положения закона "О закупках" чаще всего нарушают заказчики.
Вадим Валерьевич, до Нового года остаётся чуть больше месяца. Приготовления к праздникам идут полным ходом. Расскажите, пожалуйста, как рассматриваются жалобы на новогодние закупки?
– Предновогодняя пора для антимонопольщиков традиционно жаркая. Жалоб становится больше. В этом году их число пополнили жалобы на действия Городского центра рекламы и праздничного оформления (ГЦРПО), который проводит закупки на украшение города к новогодним праздникам.
Сравните сами. Если в прошлом году к нам поступило всего 17 заявлений на аналогичные закупки, то на сегодня нами уже рассмотрено более 60 жалоб.
Мы фиксируем нарушения. ГЦРПО их устраняет. Идёт нормальный рабочий процесс.
Какие же нарушения вами установлены?
– Нарушения разные. В частности, ГЦРПО сначала решил проводить конкурсы на новогоднее оформление. Согласно законодательству, выбор подрядчика для проведения работ по украшению города может проходить только на аукционе.
Ещё одно нарушение – это установление в документации о закупке избыточных требований к товарам. Например, заказчик требовал указать электрическое сопротивление 1 км токопроводящей жилы провода питания при 20 °С, а также его интересовал предел прочности материала болта на растяжение.
А это случайно не связано с ГОСТами? Может, заказчик прав и растяжение болта влияет на прочность новогодней конструкции?
– Безусловно, болты и прочие конструкции должны быть безопасными, но когда заказчик фактически спускается на молекулярный уровень и формулирует требования даже не к самому болту, а к материалу, из которого он сделан, то это требование незаконно. Ведь без лабораторных испытаний этот параметр установить нельзя. И ГОСТы здесь не при чём. А связанные с ГОСТами нарушения совсем другие.
Расскажите подробнее, пожалуйста.
– В этом году петербургские заказчики в оценку по критерию "Квалификация участников" в показателе "Деловая репутация" массово стали включать требование наличия у участника сертификата по ГОСТ Р 66.1.01-2015.
Но ГОСТы – это же хорошо, всё понятно, посчитано, разложено по полочкам.
– ГОСТы – это хорошо для песка, гвоздей, труб. Хотя и качество гвоздей при проведении закупки не обязательно должно определяться ГОСТом. Когда же речь заходит о деловой репутации, то тут позиция антимонопольной службы однозначна: в действующем законодательстве отсутствует обязанность заказчика оценивать деловую репутацию участника в соответствии с указанным ГОСТом.
И это мнение не только Санкт-Петербургского УФАС, но и Центрального аппарата ФАС России, который в своём разъяснении указывает, что этот ГОСТ имеет статус добровольного применения, поэтому участники закупок могут подтвердить свою положительную деловую репутацию любым другим способом.
Ещё одна маленькая деталь. Срок получения и стоимость сертификата соответствия деловой репутации, оценённой по ГОСТу, не установлены. Значит, получение сертификата зависит от волеизъявления третьих лиц. Т.е. участник закупки попадает в зависимость от организации, которая выдаёт эти документы, что приводит к ограничению конкуренции.
Можете назвать, кто уже был уличён в подобных нарушениях?
– Это городские казенные учреждения: "Фонд капитального строительства" и "Дирекция транспортного строительства".
О новом тренде в части нарушения законодательства о закупках вы нам рассказали. В целом можно выделить какие-то тенденции в сфере петербургских госзакупок?
– Если говорить о количестве поступивших жалоб, то традиционно больше всего заявлений поступает на закупки, которые осуществляет правительство Санкт-Петербурга и подведомственные ему организации.
Почему? Они больше всего нарушают?
– Нет. Тут ответ очевиден и прост: у кого больше объём закупок, на того и чаще жалуются. Муниципалы закупают меньше, соответственно, и жалоб на эти закупки не так много.
Может быть, есть какие-то общие проблемы, на которых вы хотели бы заострить внимание?
– Конечно, есть. Например, проблема с подготовкой документации для закупок детских садов и школ. Уже очень давно городские власти говорят о централизованной подготовке документов для этих учреждений.
Санкт-Петербургское УФАС поддерживало и поддерживает эту инициативу петербургских властей, но пока, к сожалению, никаких изменений тут мы не наблюдаем.
И правда, учителям и воспитателям и своих проблем хватает. Пусть лучше детей воспитывают. А вникать в сложности госзаказа должны специалисты.
– Думаю, в следующем году можно будет вернуться к обсуждению этого вопроса.
Вот и наметилась тема для нашей будущей встречи. Спасибо, Вадим Валерьевич, что уделили нам время.