Сегодня в рубрике "УФАС уполномочен заявить" заместитель руководителя Санкт-Петербургского УФАС России Вячеслав Тукаев расскажет о приемах, которые используют недобросовестные конкуренты, чтобы захватить рынки.
Вячеслав Александрович, добрый день. Многие наши читатели до сих пор помнят спор между финской компанией "Валио" и отечественным производителем сливочного масла "Баба Валя". Тогда вы установили, что упаковки этого продукта сходны до степени смешения. Причем, именно "Баба Валя" поступила недобросовестно.
Да, это было очень яркое и запоминающееся дело. В одном голосовании о схожести продукции приняло участие больше 23 тыс. чел. Даже финские СМИ писали о нас!
А еще были похожие дела?
Конечно. Вот, например, в прошлом году нам пожаловался "Петербургский мельничный комбинат" производитель муки "Предпортовая". По его мнению, "Петрофаск" скопировал упаковку для производства муки под своим брендом "Пшеничная".
Они же совсем не похожи – эти упаковки. И цветовая гамма, и объекты петербургской архитектуры – все абсолютно разное!
Именно так и ответили наши подписчики в соцсетях, когда мы их попросили проголосовать. Упаковки не похожи. Смешения нет. Ну, а если мы поставим эту муку рядом на полку?
Удивительная метаморфоза. Честно говоря, я бы могла перепутать.
Да. И именно поэтому мы установили факт нарушения. Надо сказать, что "Петрофаск", еще в ходе рассмотрения дела изменил упаковку, и тем самым фактически признал нарушение.
Масло, мука.
Есть еще колбаса и сосиски. Сейчас у нас на рассмотрении находится дело, возбужденное по заявлению "Пит-Продукта", который утверждает, что Великолукский мясокомбинат начал выпускать свою продукцию в упаковках сходных до степени смешения с заявителем. Решение пока не вынесено.
Получается, что вы в основном с упаковками еды разбираетесь?
Конечно же, нет. В середине апреля, например, мы возбудили "тракторное дело".
Это дело про контрафакт? Когда китайские тракторы выдают за наши "Кировцы"?
Не совсем. Петербургский тракторный завод (ПТЗ), который входит в группу компаний "Кировский завод", обратился к нам с заявлением, в котором указывает, что ряд компаний сознательно копируют его буквенно-цифровые индексы, которыми обозначаются различные модификации тракторов "Кировец".
С 1962 года Кировский завод выпускает тракторы с использованием маркировки "К-7…", и вдруг несколько других компаний тоже решили использовать такую маркировку, что, по мнению заявителя, может вводить потребителя в заблуждение относительно производителя тракторов.
И уже вынесено решение? Вы выдали предписание и оштрафовали нарушителей?
Пока нет. Это дело очень непростое. Будем разбираться. По регламенту у нас на рассмотрение максимум девять месяцев.
А часто организации жалуются на смешение названий или наименований?
Да, такие жалобы не редкость. Пожалуй, одним из самых показательных делом такого рода, было дело ЛСР.
ЛСР? Это же очень известная строительная компания?
И репутацией этой компании решили воспользоваться недобросовестные конкуренты. Один генеральный директор, один и тот же юридический адрес, два одинаковых названия ООО "ЛСР Северо-Запад". И отличие псевдо ЛСР-ов друг от друга только в двух последних цифрах ИНН.
Тем более выяснилось, что ЛСР и псевдо ЛСРы – конкуренты на рынке строительства недвижимости. Это подтверждается участием "ЛСР Северо-Запад" в торгах в сфере строительства. Сумма заключенных компаниями, недобросовестно использовавшими в своем названии ЛСР, госконтрактов – более 50 млн рублей. А это согласитесь немало.
Да уж… А еще какие-то примеры есть?
Буквально в конце следующей недели мы огласим решение еще по одному интересному делу, связанному с наименованиями. Представляете, появилась такая компания "ФАС-онлайн", которая не является подразделением Федеральной антимонопольной службы. Но тем не менее ее организаторы решили использовать имя госоргана для получения конкурентных преимуществ на рынке оказания услуг по подаче нам же в ФАС жалоб.
Вот это да. Использовать имя ФАС. Ничего себе наглость!
Недобросовестные конкуренты не дремлют. Кстати, имя ФАС помогло недобросовестной компании заработать, а, значит, добросовестные лишились клиентов. Кстати, за такое поведение на рынке может быть назначен очень большой штраф.
Какой? Приведите пример.
Давайте вернемся к еде. Вернее, не совсем к еде, а к напиткам, если точнее то поговорим о пиве.
Пиво? Это что-то новенькое.
Новенькое, да не совсем. Дело было возбуждено еще в 2016 году."Объединенные Пивоварни Хейнекен" пожаловалось на тверские компании "Частная пивоварня "Афанасий" и "НикитиН".
Компании реализовывали медовуху "Охота нашего! Крепкое", на этикетке которой, содержалось слово, сходное до степени смешения с товарным знаком "Охота" пивоварни "Хейнекен".
Дело рассматривалось долго. "Афанасию" и "Никитину" выдавались и предупреждения, т.к. тверские компании в некорректной форме призывали потребителей отказаться от продукции "Хайнекена":
"80% отечественного рынка пивоварения поделены между транснациональными корпорациями. И наши покупатели, сами того не подозревая, добровольно делают свой вклад в иностранный алкогольный капитал.
Так, владелец брендов "Охота Крепкое", "Три медведя" (светлое и крепкое) (№1) – ООО "Объединенные пивоварни Хэйнекен", принадлежащее нидерландской компании Heineken. Тем временем, из-за кризиса иностранные компании начали покидать российский рынок, и в проигрыше остаются наши соотечественники, которых западные буржуи лишают работы в своей же стране. Поэтому, заходя в магазин, помните: поддерживая отечественного производителя, мы укрепляем экономику и продовольственную безопасность своей страны!"
"Западные буржуи лишают работы"... Интересный маркетинговый ход.
Это не маркетинговый ход. Это недобросовестная конкуренция! Это нарушение статьи 14.8 Закона о защите конкуренции. Опрос, который проводил ВЦИОМ показал, что 71% респондентов полагают, что обозначения "Охота Крепкое" и "Охота нашего! Крепкое" являются схожими. А 60% участников опроса допускают, что могли бы воспринять товары, маркированные этими обозначениями, в качестве продукции одного производителя.
Вы говорили об очень большом штрафе.
Штраф действительно получился немалый. Мы выяснили, что именно "Афанасий" ввел в оборот пиво "Охота нашего! Крепкое", а "Никитин" выполнял лишь формальную функцию продавца.
"Афанасию" было выдано предписание о перечислении в федеральный бюджет всего дохода, который оно получило от введения в оборот медовухи "Охота нашего! Крепкое".
За 650 000 л. медовухи было реализованных в 2015-2016 гг. компания получила 9 437 988 руб. 37 коп. Именно эту сумму она и должна перечислить в федеральный бюджет.
Спасибо, Вячеслав Александрович, за интересный разговор и за запоминающиеся примеры недобросовестной конкурентной борьбы. Надеюсь, что это интервью поможет бизнесу разобраться какая конкуренция является честной и добросовестной.