В рамках совместного проекта Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу и газеты Metro "УФАС уполномочен заявить..." мы узнали у руководителя Санкт-Петербургского УФАС России Вадима Владимирова, почему так происходит и как переломить эту ситуацию.
– Вадим Валерьевич, законно ли поступают управляющие компании, которые препятствуют деятельности операторов связи? Что об этом говорит закон "О защите конкуренции"?
– Прежде чем рассказывать о нормах антимонопольного законодательства, предлагаю обратиться к Жилищному кодексу РФ для того, чтобы понимать, какие права есть у управляющих компаний и каждого из жителей домов.
Почему-то мало кто об этом знает, но все решения по допуску или запрету конкретного оператора связи в дом должны быть приняты на общем собрании собственников квартир.
А теперь вспомните, когда вы принимали участие в таких собраниях и о чём вы там говорили? Обсуждали ли вы со своими соседями вопрос: услугами каких операторов связи воспользоваться? Если нет, предложите эту тему в повестку очередного собрания.
Итак, в соответствии со ст. 44 Жилищного кодекса РФ собственники жилья на общем собрании могут сами договориться, кому разрешить, а кому запретить размещать в доме оборудование в целях оказания услуг связи. Порядок пользования операторами связи общим имуществом дома также определяется на этом собрании.
– А если полномочия по пользованию общедомовым имуществом переданы управляющей компании?
– Это неважно! Собственники своим решением могут поменять сложившийся порядок и самостоятельно допустить новые компании в свой дом абсолютно в любой момент.
– Понятно. А что если, допустим, даже после общего собрания управляющая компания никак не заключает договор с выбранным оператором связи?
– За нарушение порядка заключения договоров пользования операторами связи общедомовым имуществом нормы того же Жилищного кодекса РФ предусматривают государственный жилищный надзор, а также лицензионный контроль (в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом) со стороны уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ. Таким органом в Петербурге является Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга.
Получается, если собственники проголосовали за допуск в дом какого-то конкретного оператора связи, а управляющая компания противится и не хочет его пускать, то вам необходимо обращаться в Государственную жилищную инспекцию.
– Значит, мы ошиблись, обратившись к вам за комментариями на эту тему? Мы думали, управляющие компании сплошь и рядом нарушают антимонопольное законодательство, блокируя доступ операторам.
– Почему же ошиблись? Наоборот. За весь прошлый год и первый квартал этого года к нам поступило более 50 заявлений, 85% из которых вышли из-под пера граждан. И в большинстве случаев мы не выявили нарушений закона "О защите конкуренции". Жителям просто надо было собраться и принять волевое решение, о котором я уже рассказал.
Другой вопрос, когда нам жалуются сами операторы связи на то, что обслуживающие организации выдвигают им требования о заключении возмездных договоров как условие предоставления доступа в многоквартирные дома.
– То есть управляющие компании требуют деньги за то, чтобы беспрепятственно попасть на крышу или в подвал?
– Да, и делают они это уже с нарушением закона "О защите конкуренции". Управляющие организации не могут оказывать платные услуги по предоставлению доступа работникам предприятий связи на крыши и в подвальные помещения для установки своего оборудования. Плата за пользование общим домовым имуществом устанавливается только собственниками и производится только в их пользу, а не в пользу управляющих компаний. Такие договоры приводят только к накручиванию цен на услуги связи, что, естественно, невыгодно самим жильцам.
– Спасибо, Вадим Валерьевич! Надеюсь после столь подробного разъяснения петербуржцы будут писать заявления в правильные инстанции, а еще лучше, чтобы закон вообще не нарушался в этом плане.
– Да, вы правы, рынок оказания услуг связи в Петербурге достаточно конкурентный, поэтому петербуржцам есть из чего выбрать, как говорится, на любой вкус и кошелек. Но главное, чтобы выражению и осуществлению их желаний никто не мешал.