В первой в текущем году статье совместного проекта Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу и газеты Metro «УФАС уполномочен заявить...» разбираемся, чем опасна недобросовестная реклама БАД и почему добавки не могут лечить.
Испытание БАДами
Не секрет, что реклама биологически активных добавок к пище (или БАД), как правило, размещается в СМИ, целевой аудиторией которых являются главным образом пожилые люди, привыкшие всецело доверять публично размещаемой информации. После подобной рекламы у них возникает желание немедленно позвонить и приобрести чудодейственный препарат, гарантирующий избавление практически от всех недугов.
Как сообщали пожилые граждане в своих заявлениях, которые в 2012-2013 годах поступали в Санкт-Петербургское УФАС России в массовом порядке, с той самой минуты, как только они звонят по телефону, указанному в рекламном объявлении, их спокойная жизнь заканчивалась, и начиналось настоящее испытание БАДами.
Сначала людей убеждали в необходимости приобрести "чудо-средство от всех болезней", назначая баснословную цену, нередко превышающую несколько сотен тысяч рублей, а после, в случае отказа, неоднократно перезванивали, каждый раз снижая стоимость добавки. Подобный телефонный "терроризм" продолжался до тех пор, пока гражданин не соглашался на покупку.
При этом, ссылаясь на уважение к преклонному возрасту, в нарушение Санитарно-Эпидемиологических правил и норм, БАД доставлялся на дом курьером, который поспешно вручив упаковку, моментально исчезал.
Только внимательно прочитав инструкцию, покупатель понимал, что его ввели в заблуждение рекламой. Итог - жалоба в антимонопольный орган.
Более того, известны многочисленные случаи, когда граждане, не получив желаемого результата от приема БАД, звонят по телефону, указанному в рекламе. Им предлагают, со ссылкой на индивидуальные особенности организма, приобрести дополнительно еще ряд добавок, гарантируя положительный эффект. В результате пожилые люди, тратят свои последние сбережения на покупку БАД в ожидании обещанного улучшения здоровья.
Не вся реклама БАД одинаково полезна
Начнем с официального, утвержденного главным санитарным врачом определения: биологически активные добавки — это «концентраты натуральных или идентичных натуральным биологически активных веществ, предназначенные для непосредственного приема или введения в состав пищевых продуктов с целью обогащения рациона питания человека отдельными биологически активными веществами или их комплексами».
Вроде бы все понятно: БАДы не должны ни от чего лечить, они могут только дополнить вашу диету. В этой связи логичным является одно из общих требований, предъявляемых к рекламе БАД –запрет на указание лечебных свойств объекта рекламирования, то есть положительного влияния на течение болезни. Помимо этого, реклама БАД, например, не может содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей в результате приема добавок и в каждом случае должна сопровождаться предупреждением, что БАД "не является лекарственным средством".
Резюмируя, можно смело говорить о том, что реклама с утверждениями "с помощью этого препарата вы навсегда забудете о болях" или "Подруга рассказала, что долго не могла избавиться от грибка, но после применения крема все прошло" однозначно является недобросовестной и нарушает статью 25 ФЗ "О рекламе".
К сожалению, не все рекламодатели и распространители обращают внимание на такую "мелочь" как Федеральный закон.
300 тысяч за нарушение
Казалось бы, в законе все разложено все по полочкам, но..
В ФАС России обратился гражданин с жалобой на ООО «РИА «ПАНДА» разместившее в газете «Аргументы и факты» рекламный материал препарата «ФУЛФЛЕКС» с указанием того, что это «лекарство» обладает лечебными свойствами и способно положительно влиять на течение такого заболевания, как подагра.
В ходе рассмотрения дела комиссия ФАС России установила, что капсулы «ФУЛФЛЕКС» зарегистрированы как биологически активная добавка к пище, а крем «ФУЛФЛЕКС» - как простое косметическое средство для ухода за кожей.
«При вынесении постановления о наложении штрафа в размере 300 тысяч рублей мы учли неоднократность нарушений компанией «РИА «ПАНДА» требований законодательства к рекламе БАД», - отметил начальник управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Николай Карташов.
Рецептурная маскировка
В одной из статей мы уже говорили про мимикрию одного бренда под другой. Новая уловка производителей - маскировка рецептурных препаратов под БАД. Дело в том, что реклама рецептурных препаратов разрешена только в местах проведения специализированных медицинских выставок, семинаров, конференций. Чтобы успешно продвигать данный препарат в СМИ, производитель называет БАД идентично с рецептурным препаратом и запускает, например, ТВ-рекламу, адресованную широкому кругу граждан.
Так поступило ООО «МедПро», которое незаконно рекламировало БАД «Редуксин ЛАЙТ» и БАД «Редуксин-ЛАЙТ Усиленная Формула». В ходе изучения материалов дела, установлено, что реклама была направлена на привлечение внимания и поддержание интереса к рецептурному лекарственному препарату «Редуксин» . В итоге ООО «МедПро» было оштрафовано на 200 тыс. руб.
Стоит отметить, что в соответствии с ч. 5 ст.14.3 КоАП РФ за нарушение установленных законодательством требований к рекламе БАДов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 200 тысяч до 500 тысяч рублей.
В завершение хочется призвать вас быть внимательными и осторожными. Зачастую заманчивое предложение оказывается не совсем таким, каким видится на первый взгляд, а "чудо-препараты" от всех недугов могут быть обычными "витаминками" по баснословной цене.
Если же вам на глаза попалась недобросовестная реклама, вы всегда можете сохранить ее, сфотографировать и отправить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, сотрудники которого готовы разобраться с нарушителями.