В декабре 2012 года театр выпустил этот спектакль, где главным является не слово, а движение. Это первая хореографическая постановка «Мастерской» про всю гамму человеческих чувств.

Безумная преклонных лет графиня Орели задумала разобраться с четверкой из общества «О.Б.П.Н.», или «Объединенный Банк Парижских Недр». Ведь эти дельцы готовы пойти на любое преступление ради денег, перерыть ее любимый город, чтобы найти нефть. С помощью своих соратников: судомойки легкого поведения с возвышенными мечтаниями, мусорщика-философа, глухонемого оратора и других чудесных представителей парижской голи и рвани – она решает навеки замуровать преступников в канализационном люке... Сюжет кажется абсурдным, но безумие, разыгранное на сцене, – главный предмет восхищения.

Старуха Орели, с огромными перстнями на пальцах и цветком ириса в петлице, живет в прекрасном Париже с кафе-шантанами и парками, где chansons разлиты в воздухе. Каждый день она «натягивает панталоны и парик», идет кормить кошек, садится на мостовую, чтобы почитать затертую до дыр газету, – каждый день читает одну и ту же, объясняя это тем, что «не осложняет себе жизнь злободневностью». В своем прекрасном мире она живет и радуется, пока однаж- ды мусорщик не открывает ей глаза на реальность.

Оказывается, пока она последние несколько лет бродила по Парижу в поисках своего трехметрового боа и шкатулочки с готическими окошками, пока танцевала с уличными музыкантами, пока общалась с призраками бывших возлюбленных, город заполонили люди – «в правом глазу подлость, в левом – тревога». Эти господа превратили все вокруг себя в товар, стали «сутенерами вещей». «Торговец на рынке больше не предлагает тебе свежую рыбу, он стал сутенером рыбы», – объясняет мусорщик. Прежнего Парижа, с его радостными людьми, больше нет, такие подлецы, как четверка «О.Б.П.Н.», скоро и вовсе разрушат город, перероют его в поисках наживы.

Пьеса драматурга и дипломата Жана Жироду «Безумная из Шайо» была впервые показана в Париже в декабре 1945 года. После самой жестокой в истории человечества войны этот спектакль должен был стать для зрителей глотком чистого воздуха в затхлой атмосфере ненависти, жестокости и вражды. Воспетая Жироду любовь к жизни, к человеку, ко всем существам, населяющим свет, сейчас звучит не менее актуально. Когда очаровательная безумная Орели рассказывает юноше-самоубийце про то, как она каждое утро готовит себя к встрече с Парижем, рассказывает для того, чтобы вернуть ему желание жить, он восклицает: «Продолжайте». В этот момент чувствуешь себя этим потерянным юношей, которому только что раскрыли глаза на то, как прекрасна жизнь.

В 2002 году Петр Фоменко поставил в «Мастерской» эту пьесу, ощутив, насколько она злободневна, как точно отражает нашу жизнь. Постановку отметили тогда сразу в трех номинациях театральной премии «Золотая маска»: «Лучший спектакль в драме, малая форма», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая женская роль» (Галина Тюнина).

Прошло 10 лет, а утопия о спасении красоты мира от сутенеров звучит все так же упоительно. И так же чудесна Галина Тюнина в роли безумной Орели. Хотя актерский состав частично поменялся.

Ближайшие даты показа «Безумной из Шайо» – 15 и 29 апреля.