Представленные в экспозиции костюмы – произведения, созданные на основе исторических прототипов конца XIX–начала XX века, предназначавшихся как для повседневного ношения, так и для особо торжественных случаев и выхода в высший свет.
Съемки фильма, посвященного известной балерине Матильде Кшесинской, длились более года и проходили в петербургских дворцах и особняках, а также в бывших загородных резиденциях – в Царском Селе, Петергофе и Павловске.
Данный период (весна-лето 1896 года) в отечественном кинематографе раньше не воссоздавался. Поэтому все костюмы пришлось изготавливать специально для «Матильды». Авторы костюмов фильма – петербургские художники Надежда Васильева и Ольга Михайлова.
В картине, общероссийская премьера которой запланирована на март 2017 года, впервые в мировой кинематографии будет представлена церемония коронации Николая II и Александры Федоровны. Для съемок этой сцены созданы сотни уникальных костюмов и предметов реквизита на основе подлинного исторического материала.
- Когда мы готовлись к съемкам, в Эрмитаже нам показали подлинные вещи императорской семьи, - рассказывает Metro один из художников фильма Ольга Михайлова. – Мы все засняли и работали, опираясь на эти фотографии. Сложнее всего пришлось с костюмами для коронации. Сто лет назад платье Александры Федоровны вышивалось в Москве, шилось в Петербурге. Из-за этого возникло много сложностей: все время что-то не срасталось. Мы оказались в похожей ситуации. Платье шили в Петербурге, а вышивали в Индии. Когда соединили вместе сшитое платье и вышитые детали, стало ясно, что они не очень подходят друг другу. В рекордные сроки пришлось менять крой платья, вышивку. Нам очень помогли студенты и выпускники Театральной академии, которые работали на “Матильду” в три смены.
Около 20 платьев было сшито для Кшесинской: для танцев, репетиций, прогулок по городу, для выхода в свет и так далее.
На выставке в Екатериниском дворце отдельный зал посвящен шляпкам, в изготовлении которых задействованы как перья, так и фрагменты птиц.
- Сто лет назад очень модными были такие шляпки, - объясняет Ольга Михайлова. – Мы не могли обойти эту тему. Познакомились с людьми, которые разводят куропаток. Попросили у них крылья, которые в свою очередь, отдавали таксидермистам. Полученные детали прикрепляли на шляпки.
В некоторых платьях присутствуют металлические детали, которые утяжеляли костюмы. Актеры страдали. Ингеборга Дапкунайте, которая играла вдовствующую королеву Марию Федоровну утверждала, что ее платье весит 20 килограмм.
Короны, выставленные в Царском селе, естественно, украшены искусственными камнями. Но во время съемок один московский ювелирный дом предоставил короны, выполненные из золота и серебра и украшенные настоящими бриллиантами и сапфирами. Как только отсняли сцену, драгоценности увезли в Москву.